Муниципальная стажировочная площадка "Теория и практика социально-педагогического проектирования образовательных ситуаций"
"Развитие системы модульного образования в дошкольных образовательных учреждениях"
Приказ департамента образования мэрии города Ярославля о присвоении статуса инновационной площадки, муниципального ресурсного центра образовательным учреждениям на 2021-2022 учебный год.
27 января состоялась Малая открытая конференция на тему: «Педагогическое проектирование, анализ и сопровождение индивидуальных образовательных ситуаций на разных образовательных уровнях: опыт, проблемы, перспективы». Организаторы конференции — МОУ «ГЦРО» (директор О.В. Бушная) и МОУ «Средняя школа № 56» (директор Т.Н.Озерова) города Ярославля. В конференции приняли активное участие педагоги Ярославля, специалисты образовательных учреждений Москвы и Ижевска.
26.11. 2021 на базе Муниципального многопрофильного ресурсного центра неформального образования "Теория и практика социально- педагогического проектирования образовательных ситуаций" (рук. О.В. Бушная, директор МОУ "ГЦРО", координатор Л.В. Богомолова, методист). состоялось образовательные событие
"Диверсификация форм планирования образовательной деятельности".
В zoom- конференции приняла участие 21 команда. Рассмотрены различные подходы к формированию сети образовательных услуг. Команды определили свою миссию в МСО в период работы МРЦ, продолжили формирование модели на уровне макро-сети.
Большой интерес вызвали выступления проектных команд школ 56, 68; ДОУ 44, 57; малых сетей ДОУ 26 и 232, ДОУ 144, 59, 62, 241. Состоялось обсуждение основных концепций и концептов, планов "горизонтального" обучения, "каскадного" проектирования мероприятий для многоуровневой целевой аудитории. Цель достигнута: суммирован опыт площадок, зафиксированы результаты и конечный продукт второго этапа проектирования образовательной сети и сети образовательных услуг на базе организаций МРЦ. Впереди следующий этап работ: обеспечить высокое качество предстоящих мероприятий. Сообщество команд благодарит всех выступающих и Юлию Ивановну Турыгину, зав. МДОУ "Детский сад 232", за технологическое обеспечение конференции.
24 сентября состоялось открытие Сетевого ресурсного многопрофильного Центра неформального образования "Теория и практика социально-педагогического проектирования образовательных ситуаций". Деятельность Центра охватывает ресурсы 21 учреждения, несколько направлений:
- управление
- развитие кадрового потенциала организации
- воспитание и социализация
- сопровождение ребенка
- профилактика проблемных индивидуальных ситуаций
- ранний возраст: создание социально-педагогических условий и др.
МРЦ продолжает основной тренд "Школы проектирования": развитие проектировочной компетентности управленческой команды.
С анонсами мероприятий Центра можно будет ознакомиться на сайте МОУ "ГЦРО". Приглашаем в новый Муниципальный ресурсный центр.
ПРОЕКТ "Развитие системы модульного образования в дошкольных образовательных учреждениях"
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА "Развитие системы модульного образования в дошкольных образовательных учреждениях"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Сетевой ресурсный многопрофильный Центр неформального образования «Теория и практика социально-педагогического проектирования образовательных ситуаций» https://disk.yandex.ru/i/5SKqq_8JBvzgHQ
Промежуточный отчёт за первое полугодие 2021-2022 учебногогода
Малая открытая конференция на тему: «Педагогическое проектирование, анализ и сопровождение индивидуальных образовательных ситуаций на разных образовательных уровнях: опыт, проблемы, перспективы».
Ответственный:
Педагог-психолог Сафарова Евгения Васильевна
Тел: 8 (4852) 28-58-78
Мероприятия в рамказ реализации проекта
"Развитие системы модульного образования в дошкольных образовательных учреждениях"
11 января 2022г. в нашем детском саду на площадке ZOOM, состоялся мастер –класс «STEАM–образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». «Дидактическая система Ф. Фребеля», где наши педагоги детского сада , Сафарова Е.В. и Злобина И.В. познакомили всех с понятием STEАM-технология — это модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество. Педагоги, внедряя данную программу, опираются на активную познавательную позицию ребёнка. Воспитатели детского сада убеждены, что нужны именно действия самого ребенка, который мог бы активно и увлечённо манипулировать и экспериментировать с реальной современной развивающей предметно-пространственной средой, в которую интегрирована её информационно-коммуникационная часть, в том числе программируемые робототехнические устройства. Программа представлена 10 модулями, это « Робототехника» ,«Математическое развитие», «LEGO конструирование» ,«Краски»,«АБВГД-йка» , «Экспериментирование с живой и неживой природой», «Музыка», «Эмоции», «Мультстудия», «Дидактическая система Ф. Фребеля», краткое знакомство с которыми и было представлено. Далее педагог Василина Владимировна Чуркина подробно рассказала о модуле, который она разрабатывает и внедряет в работу с детьми. При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейного воспитания.
Комплект является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды и отвечает всем принципам, согласно ФГОС ДО.
18 января 2022г прошел семинар «Преимущество модульной системы обучения» рамках инновационного сетевого ресурсного многопрофильного центра неформального образования «Теория и практика социально-педагогического проектирования образовательных ситуаций». Старший воспитатель Злобина И.В. познакомила с работой коллектива в проекте «Развитие системы модульного образования дошкольных образовательных учреждениях». Она познакомила аудиторию с особенностями модульного обучения в образовании детей дошкольного возраста.
Во-первых, обеспечивается проработка и наглядное представление каждого вида деятельности представленного в непосредственной образовательной деятельности дошкольного учреждения. Во-вторых, осуществляется четкая структуризация, последовательность и систематичность содержания образовательной деятельности, при этом происходит оценка качества деятельности, что позволяет вносить коррективы в процесс развития ребенка. В-третьих, наиболее важная, на наш взгляд, особенность заключается в том, что модульное обучение детей дошкольного возраста ориентировано на индивидуализацию обучения и развития каждого ребенка, опираясь на уровень способностей и интересов. Инна Викторовна раскрыла особенности всех 10 модулей, разработанных творческой группой педагогов детского сада.
25 января 2022года прошел мастер-класс « Робототехника» и «Математическое развитие» в системе модульного образования в дошкольном образовательном учреждении». Педагоги детского сада Творогова С.А. ,Елкина М.А. и Розова Е.Е. представили свои наработки в данных направлениях. Светлана Александровна познакомила всех с образовательным модулем «Азбука робототехники» , который направлен на: -формирование навыков конструирования и моделирования, развитие умения фокусировать внимание на схемах, «читать» их; -развитие конструктивно-технических навыков через познавательную игру; -развитие логического, алгоритмического и креативного мышления, знакомство с основами пиктограммного программирования;-формирование базовых навыков составления программ и управления периферийными устройствами (устройста которые подключаются к пк);- развитие творческого воображения и комбинаторных способностей; Комбинаторная способность — способность индивида к дивергентному мышлению, вычленению общего значения отдельных элементов целостного объекта, творчески создавать новые сочетания объектов или их элементов.- формирование навыков командной работы. Наша программа "Азбука робототехники" позволяет приступить к роботостроению «с нуля» и получать первые результаты за достаточно небольшой промежуток времени, а именно за одно два занятия, быстро вовлечь детей детского сада в практическую деятельность. В процессе обучения дети ознакомятся с работой мотора, рычага, зубчатой передачи. Через программирование движения механизмов, научатся синхронизировать работу двух моторов и создавать свето-звуковые сигнальные устройства. В конце продемонстрировала всем действующие модели, и очень увлеченную и оживленную работу детей. Модуль «Математическое развитие» представили педагоги Елкина М.А. и Розова Е.Е., они познакомили с математическими играми В.Воскобовича Квадрат Воскобовича" ("Игровой квадрат") "Игровой квадрат" или "Кленовый листок", "Косынка", "Вечное оригами», с игрой-конструктором "Геоконт" – это путь в Мир Геометрии. Луч, отрезок, квадрат, угол – все это легко запоминается в игре с волшебными Гвоздиками и Паутинками Паука Юкка. Игра представляет собой фанерный планшет с пластмассовыми гвоздиками, расположенными особым образом, и набором цветных резинок. Игра Чудо-цветик, игра помогает в:освоении состава числа в пределах 10, соотношения целого и части (дробей); умении составлять целое из частей по схематичному рисунку и собственному замыслу; мении анализировать, сравнивать; развитии внимания, памяти; воображения, творческие способности. Также познакомили с со своими наработками с использованием блоковЗ. Дьеныша, Палочек Кьюизинера, как данный материал используется на практике в играх и различных мероприятиях. А также было представлено множество других увлекательных игр и пособий, которые используют педагоги в модуле «Математическое развитие».
15 февраля 2022г педагоги продолжили знакомство со своими наработками ,теперь уже в модуле «LEGO конструирование» и модуле «Краски».
Мастер – класс «Модуль «LEGO конструирование» модуль «Краски» в системе образования в дошкольном образовательном учреждении» подготовили и провели педагоги детского сада Сафарова Е.В., Злобина И.В., Гаврилина О.В. , Шешерина А.Р. и Ткаченко С.В.. Образовательный модуль «Краски» представляла Ольга Владимировна. Задача модуля – это создание условий для раннего выявления и развития потребностей, склонностей, творческой направленности личности ребенка в сфере изобразительной деятельности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге. Такой вид рисования – незаменим для детей с ОВЗ.
Светлана Владимировна и Анастасия Романовна представили модуль, который они внедряли в работу с детьми- «Модуль «LEGO конструирование». В данном модуле используется современное и интересное детям Lego–конструирование. Детей обучают практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, комментированию процесса и результата собственной деятельности, у детей происходит развитие активного словаря речи. Ребята учатся создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию. Развитие творческих способностей в данном модуле связаны с воображением и позволяют маленькому ребенку находить самостоятельно оригинальные способы и средства решения задач. Базовые идеи Лего-технологии:
- от простого к сложному;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
- созидательность и результативность;
- развитие творческих способностей;
- комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.
Формы работы в данном модуле: практикумы – основная форма проведения занятий; беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования; работа по образцу - обучающиеся выполняют задание в предложенной последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки; самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных открытий; коллективные работы, где дети могут работать в парах, в группах, коллективно.
15 марта 2022г наши педагоги на платформе Zoom представили мастер-класс "Модуль «Речевая мозаика» и модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» в системе модульного образования в дошкольном учреждении."
Данный модуль – «Речевая мозаика» был разработан учителем –логопедом Бреславец О.Я. и учителем –логопедом Ганиной М.Р. Это интегрированный курс, который представляет собой ознакомление с основами грамоты, профилактику нарушений письменной речи, подготовку руки к письму, обогащение словаря, практическое знакомство с грамматическими категориями, языковыми явлениями, развитием творческого и диалогического высказывания. Речевой материал подбирается с учетом развития технического мышления, творческого потенциала, индивидуальных и возрастных особенностей детей. При использовании «STEM-технологий» у детей с познавательно - речевой патологией складывается опыт обобщения и классификации предметов и явлений, формируется способность к практическому и интеллектуальному экспериментированию установлению причинно-следственных связей, дети с овладевают речевым планированием, речевым комментированием процесса, умением выражать в речи свои умозаключения.
Как известно, способности развиваются в интеллектуальной деятельности, и поэтому необходима высокая познавательная активность ребенка, т.е., чтобы активно развивалась речевая способность, ребенок должен активно действовать. «STEM-технология» обеспечивает познавательную активность , чем позволяет осуществлять взаимосвязь, взаимовлияние при развитии речи и мышления.
Модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» представили педагоги Круглова Е.П., Афанасьева С.М. Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Детское экспериментирование является одним из методов обучения развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытнической деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Во время образовательной деятельности мы стараемся задействовать все органы чувств ребенка, а тем самым ребенок получает радостное удивление, пытливый анализ и первый окрыляющий успех естествоиспытателя.
12 апреля 2022 года на площадке ZOOM прошел заключительный мастер-класс «Модуль «Мультстудия «Я творю мир» модуль «Эмоции» и модуль «Музыка» в системе образования в дошкольном образовательном учреждении» в серии мастер-классов в проекте «Развитие системы модульного образования в дошкольных образовательных учреждениях».
Педагоги детского сада познакомили всех со своими наработками по данным направлениям. Кузнецова Я.В. и Юликова В.Д. рассказали в своем модуле«Мультстудия «Я творю мир» о том, как современная мультипликация влияет на становление личности ребёнка, способствует развитию креативности, творческих способностей, внимания, речи, памяти и фантазии ребёнка. Педагоги поделилась своими практическим методами работы и представили мультфильмы, которые были созданы детьми. Ребята совместно с педагогами выбирали сюжеты мультфильма, изготавливали персонажей, декорации, проводили съёмку и озвучивали мультфильмы. Следующий образовательный модуль «Я и мои эмоции» представила педагог-психолог Гроза О.И, она поделилась своими наработками . Цель модуля: Формирование положительной «Я - Концепции» личности ребенка. Задачами данного модуля стало -знакомство с чувствами, осознание их назначения и важность чувства меры. Разыгрывание ситуаций, когда чувства берут власть над Я, над центром личности.Формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества, разыгрывание проблемных ситуаций и их творческая коррекция (принцип психодрамы)- важнейшая часть в процессе работы с детьми.
В заключение педагогом детского сада, музыкальным руководителем Морозовой И.В. был представлен модуль «Музыка», в котором огромное внимание уделяется приобщению ребёнка к искусству эстрадного сольного пения и пения в вокальной группе, развитию мотивации к творчеству; формированию эстетики поведения средствами вокального искусства.У детей улучшается память (ребенок запоминает мелодию, текст, паузы, ритм и т.д.), происходит развитие способностей к импровизации, стимуляция речевой активности (в процессе пения ребенок не только четко проговаривает слова, но и пропевает их), развивается чувства ритма, нормализуется, развивается и улучшается дыхательная функция (занятия пением очень эффективны при астме). Происходит эффективное устранение речевых нарушений (например, во время пения ребенок перестает заикаться) происходит развитие внимания, дружелюбия, умение работать в коллективе.Занятия вокалом раскрепощают, устраняют комплексы, страхи. Наш мастер -класс посетили 24 команды МСО, педагоги отметили важность и нужность данного материала для МСО, и серьезную подготовку педагогов в данном вопросе.
Пресс-релиз по итогам проведения ПДС № 8
В рамках деятельности МРЦ «Сетевой ресурсный многопрофильный центр неформального образования «Теория и практика социально-педагогического проектирования образовательных ситуаций», 22 апреля 2022 года был проведен постоянно действующий семинар № 8 для педагогов сетевого сообщества. Семинар проводился с целью организации рефлексии основных образовательных событий марта-апреля 2022 и корректировки плана на май (выход на продукты и отчет).
В семинаре приняли участие: МОУ «ГЦРО», МДОУ №№ 8, 40, 44, 57, 59, 62, 72, 73, 84, 91, 110, 144, 182, 218, 232, 233, 241.
Ведущий семинара Богомолова Л.В., координатор МРЦ, представила выявленные ресурсы повышения качества работы площадок, а также ретроспективу опыта работы. Кроме того, в содержании выступления подчеркивалась необходимость документирования всех без исключения проектировочных тактов для преодоления субъективизма в процессе реализации системы сопровождения индивидуальных и групповых образовательных ситуаций.
На семинаре шло обсуждение создания модели работы МРЦ. По этому вопросу высказали свое мнение представители МДОУ «Детский сад №44» и МДОУ «Детский сад №232». Была организована временная группа по разработке модели МРЦ в составе проектных групп детских садов №44, 232, 8, 233, 91. В процессе обсуждения решили, что модель должна включать: элементы, взаимодействие, формы, содержание, механизмы, а также обозначили сроки – конец мая 2022 г. Участники семинара высказали свое мнение по компонентам формулы качества: планирование, организация, контроль (мониторинг), анализ и др. В целях улучшения качества было предложено в планах учреждений на следующий год выделить раздел «Редакционно-издательской деятельности».
Ведущий семинара Богомолова Л.В., координатор МРЦ, предложила форму проведения заключительного мероприятия в мае – брифинг руководителей учреждений в очной форме на базе ГЦРО. Выступление не должно превышать 3-х минут и содержать представление наиболее значимых результатов работы проектных команд учреждений. Вопросы для брифинга предложены и высланы. Руководители активно участвовали в итоговой рефлексии, высказав свое мнение по содержанию семинара.
В рамках деятельности МРЦ «Сетевой ресурсный многопрофильный центр неформального образования «Теория и практика социально-педагогического проектирования образовательных ситуаций», 17 мая было проведено завершающее мероприятие.
Тема круглого стола «Результаты работы команды по проекту «Развитие технологических и творческих компетенций у детей дошкольного возраста средствами «Steam» - технологии»:достижения, проблемы и перспективы.
Главными достижениями являются:
-внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений;
-формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей;
-система сопровождения непрерывного профессионального роста административных и педагогических работников образовательных учреждений.
Проблема, с которой столкнулась команда - загруженность педагогов в процессе подготовки образовательной деятельности с детьми. Предложение способа преодоления данного риска – делегирование обязанностей между двумя педагогами группы.
Перспектива развития проекта направлена на количественный рост образовательных организаций, принимающих участие в деятельности муниципального проекта.
Аналитическая справка о результатах деятельности за 2021/2022 учебный год
Завершил свой первый год работы Многопрофильный ресурсный центр неформального образования "Проектирование образовательной ситуации на индивидуальном, групповом, институциональном уровнях".
Центр объединяет ресурсы 21 организации – МДОУ 8, 26, 40, 44, 57, 59, 62, 72, 73, 84, 91, 110, 144, 182, 218, 232, 233, 241, МОУ СШ 56, 68, начальная школа-детский сад 115. Сопровождение, координацию деятельности осуществляет команда МОУ "ГЦРО": руководитель – О.В. Бушная, директор центра, координаторы и консультанты проекта – Л.В. Богомолова, О.Е. Хабарова. Встреча прошла в формате брифинга руководителей. Такая форма работы позволила оперативно подвести итоги деятельности МРЦ за год. Руководителям удалось рассказать об основных достижениях, обозначить основные проблемы и перспективы на следующий год. Брифинг позволил увидеть все многообразие площадок, представить модель МРЦ, презентовать промежуточный продукт
Заведующий Кипнис Наталья Вадимовна поделилась с коллегами своей историей становления команды. Главной задачей было сплочение педагогов двух корпусов МДОУ «Детский сад №218» после реорганизации, а это более 64 человек, и вовлечение коллектива в работу над инновационным проектом. Заинтересованность коллектива проявлялась в активной практической деятельности, в заявках от сотрудников на проведение ZOOM-мероприятий для МСО. Каждый нарабатывал свои продукты по модулям проекта и качественно презентовал их. Было подготовлено более 4 статей в научные издания и три выступления на международной конференции «Чтения К.Д. Ушинского», проведено 11 мастер-классов для МСО.
Наталья Вадимовна позиционировала свою команду как группу людей, имеющих общие цели, взаимодополняющие навыки и умения, имеющие высокий уровень взаимозависимости и разделяющих ответственность за достижение конечных результатов.