Страница обновлена 02.08.2017

                        Обучение чтению дошкольников.


   Способность к овладению навыками чтения и письма непосредственно связана с общим речевым развитием детей. В дошкольном возрасте у ребёнка активно развивается устная речь, а в начальной школе он осваивает зрительные образы букв. Чтение и письмо тесно связаны между собой, и с самого начала они влияют на развитие друг друга.
 Обучение чтению проходит несколько этапов, прежде чем образуется навык беглого, осмысленного чтения.
   

  1. Овладение звуко-буквенными обозначениями.
Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи); зрительного анализа и синтеза (возможность определять сходство и различие букв); пространственных представлений; зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа букв).
   Следует иметь ввиду, что для ребёнка, начинающего читать, буква не является
простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того, чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, необходимо осуществить оптический анализ каждой буквы на составляющие её элементы. Поскольку отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии у ребёнка пространственных представлений.
   Усвоив букву, ребёнок читает слоги и слова с ней. Однако на этом этапе единицей зрительного восприятия в процессе чтения является буква. Ребёнок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит её со звуком, затем – вторую букву, после чего синтезирует их в единый слог. Таким образом, он воспринимает зрительно не целое слово или слог, а лишь отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным.
   Темп чтения на этой ступени очень медленный и определяется характером читаемых слогов. Простые слоги (ма, ра) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (ста, кра). Понимание читаемого отдалено от зрительного восприятия слова, осуществляется лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознаётся. Поэтому ребёнок, чтобы узнать прочитанное слово, часто повторяет его. Наблюдаются особенности и при чтении предложения. Каждое слово предложения читается изолированно, поэтому понимание предложения и связи между словами, составляющими его, осуществляется с большим трудом.

  2. Послоговое чтение.
На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей чтения становится слог, слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами.
Темп чтения на этой стадии довольно медленный: ребёнок читает слово по слогам, затем объединяет слоги в слово и только потом осмысливает прочитанное. Сохраняются трудности объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и сложных по структуре слов.
В ходе чтения появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца
слова. Часто дети повторяют прочитанное слово, особенно если оно относится к длинным и трудным словам. Разделённое при чтении на части слово не сразу узнаётся и осмысливается. Кроме того, повторение слов при чтении может быть связано с тем, что ребёнок старается восстановить потерянную смысловую связь. Понимание текста ещё не сливается с процессом зрительного восприятия, а следует за ним.

  3. Становление синтетических приёмов чтения.
Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приёмам
чтения. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звуко-слоговой структуре ещё читаются по слогам.
Смысловая догадка начинает играть значительную роль. Но ребёнок ещё не в состоянии быстро и точно проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, и поэтому он часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него наблюдается угадывающее чтение. Результатом угадывания становится расхождение прочитанного с напечатанным, большое количество ошибок. Неточность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. Если ребёнок допуская большое количество ошибок, необходимо снизить темп чтения.

  4. Синтетическое чтение.
Ребёнок овладевает целостными приёмами чтения: словами, группами слов. Главным для него становится не техническая сторона процесса чтения, связанная со зрительным восприятием, а осмысливание содержания читаемого. Смысловая догадка строится как на содержании прочитанного предложения, так и с учётом смысла всего текста. Ошибки при чтении становятся редкими, поскольку догадки хорошо контролируются.
 Темп чтения довольно быстрый. Полное понимание прочитанного осуществляется лишь тогда, когда ребёнку хорошо знакомо значение каждого слова и понятны связи между словами в предложении. Таким образом, понимание прочитанного возможно только при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.

    5. Несколько советов по обучению чтению дошкольников.

  • Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребёнка достаточно развита. Если же речь дошкольника изобилует аграмматизмами или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь заняться её исправлением (желательно у логопеда).
  • Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!!!
  • Не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например: сэ или рэ…
  • На первых порах обучения закрывайте от читающего белым листом бумаги те части текста, которые не должны находиться в поле его зрения. Для этого сделайте в листе бумаги окошечко, которое передвигайте от слога к слогу по мере их прочтения ребёнком.
  • Имейте дома набор букв магнитной или разрезной азбуки.
  • Поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребёнку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов. Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.

Учитель-логопед Ершова Е. А.