Меню сайта

Материально - техническое обеспечение и оснащение  образовательного процесса

Материально-техническая база МДОУ "Детский сад №218"                                          

Перспективный план оптимизации предметно-пространственной развивающей среды

МДОУ «Детского сада 218» в 2023-2024 уч. году

Предметно-развивающая среда создана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей,

в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Группы разделены на центры активности (центр строительства, литературный центр, центр манипулятивных игр, центр песка и воды, центр искусства, сюжетно-ролевой игры). В тематических центрах подобраны разнообразные материалы, которые дети могут использовать, проявляя творческий подход. Все предметы располагаются на полках так, чтобы ими было легко и удобно пользоваться.

Центры периодически модифицируются, материалы, которые стали привычными и неинтересными заменяются новыми. Эстетически привлекательное оформление группы помогает чувствовать себя  комфортно как детям, так и взрослым. В группах имеются тематические уголки, – предназначенные для занятий по определённой теме. 

В группах созданы  «уголки именинника», «уголки уединения», «семейные альбомы», имеются  пособия и дидактические игры, магнитофоны, аудиозаписи с функциональной музыкой (для «засыпания», «пробуждения», для «активизации внимания» и пр.)  Каждый день в группах начинается с «Утреннего сбора». Педагоги организуют «сладкие вечера», «дни именинника» и др.

Развивающая предметно-пространственная среда  ( группы, участка) обеспечивает:                            

  •  реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

  •  в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

  •  учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется

  • образовательный процесс.

1) Насыщенность среды. Образовательное пространство групп, участков оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;               

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства групп – возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность -  возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность -  наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:  доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

  • Также на территории  есть спортивная площадка для проведения  занятий физической культурой,  гимнастики, спортивных праздников, досугов и развлечений на улице,  различных спортивных мероприятий и праздников. В соответствии с требованиями ФГОС  ДО развивающая среда в спортивном зале так же  разнообразна, динамична, эстетична, полифункциональна, привлекательна и безопасна. Заниматься с инвентарем имеют  возможность все воспитанники, даже при наличии ограниченных возможностей здоровья.

  • Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.Музыкальный зал в детском саду – это, своего рода,  визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому здесь, как и в любом помещении детского сада, крайне актуальны требования СанПиНов и соблюдение правил противопожарной безопасности.

Сведения о наличии библиотеки в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ                           

Библиотечный фонд ДОУ располагается в методическом кабинете, в котором собрана литература, необходимая для работы с детьми, родителями и педагогами:
методическая литература по всем направлениям в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов
- Физическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Коррекционное развити
детская художественная литература (фольклор, поэзия, сказки, былины, рассказы, повести и т.п.).;
периодическая печать по вопросам дошкольного образования (журналы "Дошкольное образование", "Дошкольное воспитание",  "Воспитатель ДОУ"  и т.д.
Библиотечный фонд учреждения регулярно пополняется.

Обеспечение доступа в здание ДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В ДОУ разработан паспорт доступности. pasport_dostupnosti.docx

Конструктивные особенности здания  МДОУ «Детский сад № 218» не предусматривают наличие подъемников. Один вход оборудован пандусом.  Туалетные комнаты групп, которые посещают дети-инвалиды оборудованы поручнями, имеется два инвалидных кресла.

В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осушествляющими коррекционно-развивающую деятельность: учителя-логопеды, учитель-дефектолог и старшая медсестра. Для организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеютя оборудованные логопедические кабинеты. Лица с ОВЗ и  инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ  

Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое  является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-прсихического развития, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.

Правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, закладывает основы культуры питания. Поэтому, одним из важнейших условий при составлении меню является максимальное разнообразие блюд с обязательным введением в него всех групп продуктов (мясные, рыбные, молочные продукты, свежие фрукты и овощи).

Организацию питания осуществляет ООО "Комбинат Социальное питание" в соответствии с меню для детей 3-7 лет В ДОУ.  Организовано 4-х разовое питание детей. На каждое блюдо имеется технологическая карта.

Качество привозимых продуктов и приготовленных блюд контролируется специально созданной комиссией, в состав которой, входят, заведующая,  старшая мадсестра и педагогические работники.

Осуществляется индивидуальный подход к детям, нуждающимся в диетическом питании. Для них индивидуально готовятся блюда – заменители.

Обеспечение безопасности и здоровья детей, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

Детский сад оборудован домофонами, автоматической системой пожарной сигнализации.

В ночное время контроль за безопасностью осуществляет ночной сторож.

Территория детского сада ограждена забором.

Здоровье детей является предметом пристального внимания педагогического коллектива.

Разработана комплексная программа сохранения и укрепления здоровья детей.

Основными задачами программы являются:

-определение и разработка профилактических, коррекционных и оздоровительных мероприятий;

-создание среды, способствующей усвоению детьми основ здорового образа жизни;

-взаимодействие с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;

-усиление медицинского контроля.

В ДОУ проводятся профилактические мероприятия:                                    

-лечебный и профилактический массаж,точечный, релаксирующий массаж;

-коррегирующая и дыхательная гимнастика;

-аутотреннинг и засыпание под музыку;

-витаминотерапия и фитотерапия;

-утренняя гимнастика и физкультурные занятия.