Материально - техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса
Предметно-развивающая среда создана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей,
в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Группы разделены на центры активности (центр строительства, литературный центр, центр манипулятивных игр, центр песка и воды, центр искусства, сюжетно-ролевой игры). В тематических центрах подобраны разнообразные материалы, которые дети могут использовать, проявляя творческий подход. Все предметы располагаются на полках так, чтобы ими было легко и удобно пользоваться.
Центры периодически модифицируются, материалы, которые стали привычными и неинтересными заменяются новыми. Эстетически привлекательное оформление группы помогает чувствовать себя комфортно как детям, так и взрослым. В группах имеются тематические уголки, – предназначенные для занятий по определённой теме.
В группах созданы «уголки именинника», «уголки уединения», «семейные альбомы», имеются пособия и дидактические игры, магнитофоны, аудиозаписи с функциональной музыкой (для «засыпания», «пробуждения», для «активизации внимания» и пр.) Каждый день в группах начинается с «Утреннего сбора». Педагоги организуют «сладкие вечера», «дни именинника» и др.
Развивающая предметно-пространственная среда ( группы, участка) обеспечивает:
-
реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
-
в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
-
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
-
образовательный процесс.
1) Насыщенность среды. Образовательное пространство групп, участков оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
● возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства групп – возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность - наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
-
Также на территории есть спортивная площадка для проведения занятий физической культурой, гимнастики, спортивных праздников, досугов и развлечений на улице, различных спортивных мероприятий и праздников. В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая среда в спортивном зале так же разнообразна, динамична, эстетична, полифункциональна, привлекательна и безопасна. Заниматься с инвентарем имеют возможность все воспитанники, даже при наличии ограниченных возможностей здоровья.
-
Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.Музыкальный зал в детском саду – это, своего рода, визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому здесь, как и в любом помещении детского сада, крайне актуальны требования СанПиНов и соблюдение правил противопожарной безопасности.
Сведения о наличии библиотеки в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ
Библиотечный фонд ДОУ располагается в методическом кабинете, в котором собрана литература, необходимая для работы с детьми, родителями и педагогами:
• методическая литература по всем направлениям в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов
- Физическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Коррекционное развити
• детская художественная литература (фольклор, поэзия, сказки, былины, рассказы, повести и т.п.).;
• периодическая печать по вопросам дошкольного образования (журналы "Дошкольное образование", "Дошкольное воспитание", "Воспитатель ДОУ" и т.д.
Библиотечный фонд учреждения регулярно пополняется.
Обеспечение доступа в здание ДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Конструктивные особенности здания МДОУ «Детский сад № 218» не предусматривают наличие подъемников. Один вход оборудован пандусом. Туалетные комнаты групп, которые посещают дети-инвалиды оборудованы поручнями, имеется два инвалидных кресла.
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осушествляющими коррекционно-развивающую деятельность: учителя-логопеды, учитель-дефектолог и старшая медсестра. Для организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеютя оборудованные логопедические кабинеты. Лица с ОВЗ и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-прсихического развития, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
Правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, закладывает основы культуры питания. Поэтому, одним из важнейших условий при составлении меню является максимальное разнообразие блюд с обязательным введением в него всех групп продуктов (мясные, рыбные, молочные продукты, свежие фрукты и овощи).
Организацию питания осуществляет ООО "Комбинат Социальное питание" в соответствии с меню для детей 3-7 лет В ДОУ. Организовано 4-х разовое питание детей. На каждое блюдо имеется технологическая карта.
Качество привозимых продуктов и приготовленных блюд контролируется специально созданной комиссией, в состав которой, входят, заведующая, старшая мадсестра и педагогические работники.
Осуществляется индивидуальный подход к детям, нуждающимся в диетическом питании. Для них индивидуально готовятся блюда – заменители.
Обеспечение безопасности и здоровья детей, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Детский сад оборудован домофонами, автоматической системой пожарной сигнализации.
В ночное время контроль за безопасностью осуществляет ночной сторож.
Территория детского сада ограждена забором.
Здоровье детей является предметом пристального внимания педагогического коллектива.
Разработана комплексная программа сохранения и укрепления здоровья детей.
Основными задачами программы являются:
-определение и разработка профилактических, коррекционных и оздоровительных мероприятий;
-создание среды, способствующей усвоению детьми основ здорового образа жизни;
-взаимодействие с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;
-усиление медицинского контроля.
В ДОУ проводятся профилактические мероприятия:
-лечебный и профилактический массаж,точечный, релаксирующий массаж;
-коррегирующая и дыхательная гимнастика;
-аутотреннинг и засыпание под музыку;
-витаминотерапия и фитотерапия;
-утренняя гимнастика и физкультурные занятия.