Меню сайта

 

                        Что такое МУЗЫКАЛЬНОСТЬ

                                         Глинка, Чайковсhttp://img-fotki.yandex.ru/get/5308/129594143.7/0_555ed_2425a165_XLкий, Моцарт, Бетховен…

                                     Знаменитые, известные каждому имена. Кто   избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

   Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя —   писателем?

Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула  определения  причины  отсутствия способностей сына или дочери.

Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача — писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого  прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие неразвивающаяся способность, по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь

К собственном голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась Музыкальность — природой данное человеку свойство.

         «  О   музыкальности   ребёнка   учёные и  исследователи»

«…. психологи    отмечают  опосредованную  закономерность  развития  музыкальных   способностей  от  природных предпосылок.  Так  ,общая исследования в  данной  области  ,  учёные  пришли  к  выводу  о  том ,  что  одной  из  возможных  природных предпосылок,  благоприятствующему более успешному  развитию некоторых  сторон   музыкальности , выступает выраженность  свойства  лабильности   нервной системы.  Исследования  Б.М.Теплова  и  его  последователей (Е.П.Гусевой ,  А.И.Медянниковой  и  др.) показали , что  скоростные   характеристики высшей  нервной  деятельности  играют  немаловажную   роль  в  успешности  проявлений  различных компонентов музыкальности :  слухового, эмоционального  ,  двигательного   и  др.» (Г.А.Праслова  «Теория  и  методика музыкального  образования  детей   дошкольного  возраста»  2005 г.  Санкт-Петербург  С.66  «Развитие муз. способностей  детей)

Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда растит и питает личность.

 Классическая музыка в детстве — хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.

 Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее:

Музыка нас  окружает  повсеместно, вместе с  радио, телевидением, магнитофонами она  вошла буквально  в каждый дом. И  в  этих условиях  важно, чтобы человек  овладел культурой восприятия музыки, умел  регулировать её «дозы».

Плохо, когда  музыка звучит  непрерывно с  утра  до  ночи. Звуковая мощь современной электромузыкальной  техники во  много раз  превосходит уровень, безвредный для человеческого  организма, а  изобилие  звукопроизводящей  аппаратуры сегодня зачастую приводит к тому, что  музыка из  великого  блага превращается в  огромное  зло.

  Установлено, что  звуки воспринимает не  только  орган  слуха, но и вся поверхность  тела, причём  нет способов, позволяющих блокировать этот  раздражитель. Так что  все находящиеся  в  доме (а часто и  соседи)волей-неволей вынуждены окунуться в звуковую стихию.

 Конечно, восприятие любой  информации в  таких условиях  притупляется. Музыка превращается в каскад звуков, шумовой  фон, далеко  не безразлична  для организма.

Особенно неблагоприятно действует  навязчивая, ритмически подчёркнутая музыка на  маленьких детей  и  пожилых  людей.

Ребёнок  первых лет  жизни реагирует на громкую музыку  общим  возбуждением, учащением  сердцебиения, дыхания. У пожилых  людей, страдающих атеросклерозом, гипертонической  болезнью, она  может вызвать раздражительность, приступы  головной боли, способствовать повышению  артериального давления…

 Какая  же музыка  нужна  в  доме? Однозначно ответить  на  этот  вопрос  трудно, так  как  многое  зависит  от  музыкальной подготовленности, вкусов, индивидуальных особенностей  личности.

 Некоторые   родители  понимают под музыкальным воспитанием  только  обучение в музыкальной  школе, многочасовые упражнения на  скрипке  или фортепиано. Это доступно  не всем  детям, а  для  многих непосильно и  даже  вредно. Но каждого  ребёнка необходимо научит  любить  и понимать  музыку. Только делать это  надо  разумно, постепенно, с  учётом  возраста.

 Врачи и музыковеды не без  оснований встревожены тем, что  зачастую первые  мелодии, которые слышит и  к  которым привыкает ребёнок,- это грохочущие   шквалы современных эстрадных  шлягеров, а  не  ласковая мамина  колыбельная, не  песни, специально  созданные для  детей выдающимися  композиторами  мира.

  Постарайтесь  приобрести, например, «Детский альбом» Чайковского, «Картинки с выставки» Мусоргского, другие  аудиокассеты  или диски МР3 для  магнитол, предназначенные  специально  для  детей. Но  даже  спокойную, мелодичную музыку ребёнок  дошкольного  возраста должен  слушать не  более получаса.

И, конечно, если вы просто  усадите малыша и скажите : «Слушай!» – он  вряд ли будет  на  это  способен. Но  пока  он играет  с игрушками, складывает  кубики, лепит, рисует, поставьте  ему аудиокассету и  диск с  подходящей  записью.

  Надо  понемногу приучать ребёнка и к «исполнительству». Пойте вместе  с ним, купите ему детский ксилофон, губную  гармошку, научите  наигрывать простые мелодии.  Всё  это  приносит  радость, обогащает  эмоции, служит  общему  развитию.  

Музыка, как, никакое  другое из  искусств, может влиять  на настроение, создавать  его. Все музыкальные  произведения  можно условно  разделить на  активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие.

 Велика потребность в музыке, когда настроение праздничное , когда  хочется усилить общий подъём, создать  атмосферу большей торжественности, приподнятости. Но музыка может  нам  помочь и  в  минуты печали, волнения, тревоги. Послушайте в таком  состоянии произведения Баха, Вивальди, Чайковского, Глинки, Рахманинова, Скрябина. Слушая, попытайтесь внешне  расслабиться, а  внутренне, наоборот, сосредоточиться на музыке.

 Если  вы  хотите  избавиться от плохого  настроения, снять  подавленное состояние – не включайте сразу  бравурные мелодии. Это  часто приводит к обратному  эффекту. Сначала   подберите музыку, созвучную настроению,- элегическую, расслабляющую, а  лишь  потом – более  мажорную. Точно так же, если  вы  возбуждены, сначало  включите что-нибудь бодрое, активное, затем – спокойное, умиротворяющее , задумчивое.

 Замечено, что музыка способствует творческой  деятельности, стимулирует  умственную активность, облегчает период  вхождения в трудовой или учебный процесс. Но  не  всякая!

Громкая музыка с  резкой акцентировкой ударных  инструментов, создавая дополнительную  нагрузку на  нервную систему, не  помогает, а мешает учебным  занятиям. Это  следует учесть подросткам, которые  садятся готовить  уроки в  таком  шумовом  сопровождении.

 Музыка не  должна быть слишком  громкой, она  не  должна звучать  постоянно. Иногда  полезно послушать и тишину.

                       (материал взят  из  статей ленинградских  музыкотерапевтов прошлых  лет)

Музыкальный руководитель детского сада

Жданова Лидия Валентиновна