Страница обновлена 02.08.2017

Адаптация ребенка в детском саду.

http://buy-vision.wellnet.me/attachments/Image/children.jpg

Для того, чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям детского сада, в семье необходимо готовить его к этому событию.

            Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:       

- четкий режим дня;

- отсутствие родных рядом;

- постоянный контакт со сверстниками;

- необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого   

  человеку;

- резкое уменьшение персонального внимания.

Врачи и психологи различают 3 степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.

            Критерии степени тяжести адаптации:

 - эмоциональное состояние малыша;

 - его отношение со сверстниками;

 - отношения с взрослыми;

 - сон и аппетит;

 - частота и длительность острых заболеваний.

- легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;

 - адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

 - тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

            На процесс адаптации сильное влияние оказывают индивидуальные особенности, которые необходимо знать. В возрасте 2-3 лет ребёнок уже имеет свой собственный индивидуальный опыт поведения, общения с окружающими, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки. Всё это необходимо принимать во внимание в процессе воспитания, и в особенности в такой сложный период, каким является период привыкания малыша к жизни в детском саду.

            Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

            Особое значение при поступлении ребенка в детский сад имеет его физическое развитие. Организм ребенка с первых лет жизни в большей мере, чем в старшем возрасте, подвержен заболеваниям и родителям рекомендуется укреплять здоровье детей при помощи закаляющих процедур. Необходимо обеспечить малышу ежедневное пребывание на свежем воздухе в любое время года, выполнять доступные для возраста ребенка физические упражнения, воздушные ванны и водные процедуры, одевать по погоде.

            Для успешной адаптации детей в детском саду важна сформированность необходимых привычек: пользоваться туалетом, самостоятельно кушать, одеваться и раздеваться, пользоваться личными вещами (носовым платком, расческой).

            Соблюдение ребенком режима дня в семье – еще один благоприятный фактор для привыкания малыша к дошкольному учреждению. Организм становится менее ранимым – сон, еда, прогулка, игры в строго установленное время хорошо сказываются на самочувствии детей, их психическом и физическом развитии.

            Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома). И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

            Чем может помочь мама .

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

            – В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш, и какие замечательные воспитатели там работают.

            – В выходные дни не меняйте режим дня ребенка.

 Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

            – Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера.

Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

            – Будьте терпимее к капризам.

 Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

      – Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую).

Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

      – Призовите на помощь сказку или игру.

 Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

            Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш.

             И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно.

Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

            Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.

            Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

            У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

            Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций малыша, что приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. В современной педагогике организация работы с детьми в адаптационный период  рассматривается комплексно. В нее включается работа с родителями, направленная на укрепление физического здоровья детей, увязывание домашнего режима дня с условиями новой среды, организованная работа медперсонала, администрации, воспитателей. Чтобы облегчить адаптационный период, рекомендуется постепенно включать ребенка в  группу, создавать для него особый эмоциональный климат.

                                                                    

 Воспитатели группы №2           Богданова Н.Г

                                                                                                                            Иванова М.В.

 

По материалам статьи из журнала «Мама и малыш»

Е. Мануковская «Я и ребенок. Принципы взаимодействия»

(Интернет ресурс: http://www.2mm.ru/psihologia/691)

 

Консультация проведена 02.08.2012г.