Страница обновлена 02.08.2017

 

Для вас, родители старших групп!
 
 
 
 
 Уважаемые  родители! 
 
 
   Скоро  в детском  саду нас с вами  ждут  осенние  народные  праздники в старших  и подготовительных  группах под  названием «Осенины».
Хочется  уточнить понятие  этого  праздника, пришедшего к нам  с Древней Руси!
Осенины – это древний праздник прощания с летом и встречи осени. Что такое Осенины – это встреча осени на Руси.
Её праздновали трижды: 14, 21 и 27 сентября.
 
14 сентября – день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.
 
21 сентября – праздновали Оспожинки – праздник урожая. Считалось, что с этого дня лето закончилось и осень вступает в свои права.
 
27 сентября – Воздвиженье. Все приметы, характеристики и рекомендации этого дня так или иначе были связаны у крестьян со словом "двигаться". Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, "хлеб с поля на гумно движется", "птица в отлет двинулась", и даже "кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась".
 
В старину на Руси наши предки справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечают хождением в гости, широким хлебосольством. Непременно навещают родителей и поминают предков.
 
Осенины — вторая встреча осени. Пасекин день. Убирают пчёл, собирают лук. День луковой слезинки. Земля стремится к белым утренникам. «Всякому лету аминь (конец)». «Если погода хорошая — осень будет хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло».
 
27 сентября – третьи Осенины, «Змеиный праздник»
По народному поверью в этот день змеи и прочие гады вместе с птицами переселялись в неведомую блаженную страну, называемую ирием (христианское слово это приняло звучание «рая»). Посему устраивались проводы их с просьбами передать послания ушедшим в мир иной.
 
Данная  информация о традиции празднования Осенины только для  взрослых.
 
Детям  же  рассказывают о нём  иначе:  Что такое Осенины – это встреча осени. В старину на Руси наши предки справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. А какой урожай могли собирать крестьяне? Давайте-ка вспомним, что растет на огороде?
 
Дети: Морковь, свекла, капуста, картошка…
 
Взрослый : Правильно! И вот, убрав урожай, крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное, внуки на несколько дней оставались у бабушки с дедушкой. И мы тоже с вами позовем сегодня в гости Осень. ..
 
Почему  мы  выбрали  в этом  году эту тему? Потому что приобщение  дошкольников к традициям  русского  народа  её истории сегодня очень актуально. В  наше  странное время  приходится собирать крупицы  тех характерных качеств и  нравственных принципов жизни  русской души наших предков, чтоб восстановить к друг другу доброе, близкое  отношение, которое было раньше, чтоб  люди  вернулись к осознанному отношению  своего существования в  непростом мире. Это  очень важно, так как ценность  каждого  народа, проживающего  на  планете Земля в передаче своего положительного опыта  подрастаюшему  поколению  и  понимание им уникальности своей  нации.
Пользуясь случаем ещё раз с  большим желанием    приглашаю  посетить наш  детский сад в начале ноября 2016г.  в приподнятом настроении, в  нарядном  виде с второй обувью!
 
       Будьте здоровы!
 
 
 
 
И  снова  «Здравствуйте, уважаемые  родители».
 
  Сегодня  мы  поговорим  с  вами  о том, что значит  музыка, музыкальное воспитание  в жизни  маленького  человечка.  Как  можно  легко и не напрягаясь приобщать  наших   с вами  родненьких,  любимых  детишек  к  миру  прекрасного, удивительно  интересного, радостного и  эмоционально- благоприятного  ощущения  музыкальных  звуков.
 
  С  чего  же  начать  нашу  беседу ? Наверно с того, что мой  личный  семейный  опыт  не принёс мне желаемых  результатов . Почему?  Задаю  себе  каждый  раз  этот  вопрос…. Трудно сказать, что  движет  нашей  душой в  разные  моменты  жизни . Мои  музыкальные  вкусы  и  вкусы  моего сына на  сегодняшний  день  не  совпадают.  Можно  долго  рассуждать  на  эту  тему  и  не  найти  правильного  ответа, но  я  очень  надеюсь, что   в  вашей  семье, где, возможно    нет  музыкальных  инструментов  и  нет  музыкантов- родственников ,  вдруг  проснётся  чья-то   частичка  души и  её  озарит  свет  мира  музыки, и  ваш сынок или дочка  потянутся  своими  ручонками  к  лучику  настоящего, живого, чистого, неподдельного  искусства.
   Итак, какой же  музыкой  хочется  окружить  себя  или  украсить  свою  жизнь? Каждый  из  вас  попробует  задать  себе  этот  вопрос. А  я попытаюсь  за  вас  ответить : «Музыка  должна  помочь мне  отдохнуть,  успокоиться, вызвать  во мне  приятные  ощущения  удовольствия,  радость, внутреннее  счастье  или  наоборот  настроить  меня  на энергичную  деятельность как  умственную  так и  физическую, восстановить  мои  силы,  дать  заряд оптимизма  и  т.п.  Надеюсь,  многие  из  вас  согласились  с  моим  мнением….  А  веду  я  этот  разговор  к тому, что  если  вы   получаете  удовольствие  от  слушания   музыки  вообще,  то  и  ваши  дети, становясь  невольными  участниками  этого  действия, получают внутренние  импульсы  музыкальных впечатлений, ощущений  чего-то необъяснимо  привлекательного .   Нельзя  человека заставить  полюбить  музыку и  привить музыкальные  навыки  и умения    из-под  палки, через  «не  хочу», но  вызвать  интерес к  данному  виду  искусства  можно  через  собственное  саморазвитие  и  самовоспитание    чувственной  сферы  на  музыкальные  звуки  разных  жанров, видов, эпох, народов  и т.п.
 
Для создания  благоприятной  музыкальной среды  в  вашем  доме  рекомендую  создать  небольшую  фонотеку аудиозаписи  для  детей  1.«Классика  детям» -   произведения В.А.Моцарта.
 «Исследования  А.Томатиса  и  Д.Кэмпбелла показали, что  произведения  В.А.Моцарта благоприятно воздействуют  на  быстрое  развитие  детей, они  лучше  учатся, становятся  более  спокойными. Подобный  эффект наблюдается  и  при  прослушивании  звуков  природы: шума дождя, морского  прибоя, пения  птиц и  т.п.
  Двойной  эффект  приносит  использование  звукового сопровождения – игры  на  колокольчиках во  время прослушивания музыкальных  произведений Моцарта, помогает детям  зонировать окружающее  пространство, т.е. «очищает пространство  от  болезнетворных бактерий». Колокольный  звон  помогает детям восстановить эмоциональное равновесие, снять состояние депрессии, восстановить  крепкий и  спокойный  звук.» [1]
 Потрясающие  композиторы Ф.Шопен,  М.Глинка, Й.Гайдн, П.И.Чайковский, Д.Кабалевский и  др. займут  достойное место в вашей  фонотеке  как  средства для  развития  элементарного  музицирования  в домашних  условиях по  системе Карла  Орфа – немецкого  композитора-экспрессиониста и педагога начала   XIX  века.
      
«Детские музыкальные  инструменты  составляют  самую  привлекательную  для  детей  область  музыки. Прообразами маракасов,  барабанов, кастаньет,  бубенцов, свистулек  у  наших  предков  были засушенные  тыквы с  шуршащими  семенами, простые бруски,  обыкновенные кусочки  железа, подвешенные  на  прутик и  стручки различных  растений.
 
 В нашей современной  жизни для  изготовления  инструментов  могут  пригодится
 • различная  бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.)
• деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной  толщины, брусочки;
• коробочки  из  разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические), баночки  из-под  йогурта, форма  от  шоколадных  яиц;
• леска, нитки  простые и  шерстяные, проволока,  ткань;
• природные  материалы : жёлуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них, различная  крупа, камешки, ракушки;
• кусочки  пластика, небольшие  металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и др.)
• металлические  банки разных  размеров (от  томатной  пасты, газированной  воды);
• пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые  тюбики  от  губной  помады и др. [2]
                                
Самодельными  музыкальными  инструментами  можно  не  только  сопровождать слушание музыкальных  произведений, но  и  озвучивать стихотворения и  сказки.
 
  Попробуйте рассказать  стихотворение:
Шуршат  осенние кусты. -  шелест бумаги
Шуршат на  дереве  листы. – шелест  бумаги
Шуршит камыш. – шелест  бумаги
И  дождь  шуршит. – шелест  бумаги
И  мышь шурша, в  нору спешит. – шелест  бумаги
А  там  тихонечко  шуршат
Шесть  шустрых маленьких  мышат. – шелест  бумаги
Но  все вокруг возмущены:
Как  разшалились  шалуны! – шелест бумаги      (Ф.Усачёв) [2]
 
А  теперь  попробуйте  отстучать  ритм  мелодии  по  схеме:
Каждое лицо с улыбкой – одно  отстукивание палочкой  или камушками
или большое солнышко – длинный  звук, маленькое солнышко – короткий звук
Существует  множество  разных ритмов, которые  вы  можете  придумать  сами, включив  свою  фантазию и воображение. Главное научиться  выделять отстукиванием,  отхлопыванием  или  оттопыванием сильные  и  слабые  доли музыки…… Всё  это формирует  и  развивает  чувство  ритма – как  одну  из  трёх  основных  музыкальных  способностей  человека.
       Элементарное  музицирование  может  сопровождать  и  слушание  русской  народной  музыки, и  лучших  образцов  детской  эстрадных  песен. Признанным  гением  детской  песни  в  нашей  стране  является  Владимир  Шаинский                           
                                   
Песни  этого композитора можно  найти  в  аудиозаписях многих  семей – это  и  «Улыбка» , «Антошка», «В  траве  сидел  кузнечик», «Песенка  крокодилы  Гены  и чебурашки»  из  известных  мультфильмов .
   Также можно  послушать  песни Евгения  Крылатова  из известных  детских кинофильмов  «Приключения  электроника», «Гостья из  будущего», «Чародеи» и др.  Очень  известны его песни  из мультфильма «Зима  в  Простоквашино» «Кабы  не  было  зимы», «Прекрасное далёко», «Лесной олень» и  многие др.
 
       Пальчиковые  игры  дают  возможность  родителям играть  с  малышами, радовать  их, развивая речь  и  мелкую моторику. Благодаря  таким  играм ребёнок  получает разнообразные  сенсорные  впечатления (чувство силы  звука (тихо,громко), тембра звука (звуки  разных предметов),  высоты  звука (высоко, низко)), развивая  слуховое внимание и способность  сосредоточиться. Такие  игры  формируют добрые  взаимоотношения  между  взрослым  и  ребёнком, между  его сверстниками  и  им.
                                             «Червячки»
Раз, два, три, четыре пять,
Червячки пошли  гулять.
Раз,два,три, четыре, пять,
Червячки  пошли  гулять.
Вдруг  ворона  подбегает
Ладони лежат  на коленях или  столе.
Пальцы  сгибаясь, подтягивают  к  себе ладонь.(движение  ползущей  гусеницы)
Идём  по столу указательным  и средним  пальцами  (остальные  пальцы  поджаты  к ладони)
Каркает : «Вот  и  обед!»
Глядь
А червячков  уж нет!
Складываем  пальцы щепоткой, качаем  ими вверх и  вниз
 Разводим  руками
Сжимаем кулачки, прижимаем  их  к  груди.
Жестовые    игры.
Эти  игры  укрепляют эмоциональную  связь между  родителями  и  ребёнком.
Игровые  движения вызывают у  ребёнка желание  говорить, а  темп  и ритм стишков определяет  ритм  и  темп движений. Жестовые  игры  могут  также  исполняться, как песенки- игры на подходящие  музыкальные  мелодии или специально  подобранные фонограммы  на  компакт-дисках.
 «Дом»
Я хочу   построить  дом,
Чтоб  окошко  было  в нём
Чтоб у дома  дверь  была 
Рядом чтоб  сосна росла
Чтоб  вокруг  забор  стоял
Пёс  ворота  охранял
Солнце  было
Дождик   шёл
И тюльпан  в  саду  расцвёл
Руки  над  головой «Домиком»
Руки  перед глазами. Концы пальцев  рук сомкнуты в «окошко»
Ладони повёрнуты  к  себе, сомкнуты боковыми частями
Пальцы  растопырены. Руки  тянем вверх.
Руки  перед  собой кольцом, пальцы  соединены
Одна  рука «пёс», мизинец  отсоединить  от  других  пальцев
Скрестить кисти  рук, пальцы  растопырены
«Стряхивающие»  движения
Предплечья  прижаты. Пальцы – лепестки смотрят  вверх.
Таких  игр  существует  великое  множество и  придумать различные  движения  к  любому  из  стихотворений, потешек, поговорок, пестушек  и других литературных  произведений   вам  поможет ваша фантазия и творчество.  Ну а  если  вы, уважаемые  взрослые,  всё же затрудняетесь что-то  предпринять  в  этом  направлении, то  милости  просим в наш  детский сад, где  вам обязательно  помогут  это  сделать и  воспитатель  группы, и  логопед,  и  я – музыкальный  руководитель.
Подводя  итог  нашей  беседы  хочу  сказать, что музыка и  данные  методы  и приёмы  формирования  всех  видов  музыкальных  способностей, в  нашем  с  вами   случае  воспитания и  развития детей  с  тяжёлыми  нарушениями  речи, помогают не только  развитию в  первую очередь  речевых навыков  и умений, но и осуществляет оздоравливающий эффект в целом на  организм ребёнка.
Желаю  всем  нам  успехов и терпения в нашем  непростом  деле – воспитать  прежде  всего удачного и  успешного  человека, гармоничную  личность  из нашего будущего поколения.
В  тексте были  использованы материалы  из  интернета  по  теме «Коррекционная  ритмика».
1.Музыка здоровья. М.В.Анисимова (программа музыкального здоровьесберегающего развития). Изд. «ТЦ СФЕРА» 2014г.
2.Уроки музыки. Система обучения К.Орфа. Т.Э.Тютюнникова. Изд.Москва 2001г.