Страница обновлена 02.08.2017
Азбука безопасности. Пожар.

Маленькие дети – большие фантазеры! По количеству придуманных игр в минуту они обойдут любого, даже самого опытного массовика-затейника. Но, к сожалению, не все детские забавы безопасны. Любопытство и тяга к ярким впечатлениям могут привести к опасной шалости – игре с огнем! Именно поэтому, начиная с самого раннего возраста, очень важно обучить ребенка навыкам осторожного обращения с огнем, объяснить ему причины пожара и правила поведения при его возникновении.

- Современный городской ребенок практически не сталкивается с открытым огнем, поэтому необходимо начать с того, почему пламя – это не только средство для приготовления еды на пикнике, но и опасность. Перечислите все возможные причины возгорания. Это не только спички и зажигалки, но и петарды, увеличительные стекла, незакрытая дверца в печке, брошенные окурки. Объясните ребенку, что он должен не только следить за собой, но и обращать внимание на то, что делают другие. Объясните малышу, что дым не менее опасен, чем огонь! Многие дети не знают об этом и полагают, что, пока нет пламени, игра является безобидной. Не забудьте предупредить малыша о том, что некоторые жидкости горят (ему это может казаться неправдоподобным) – масло, бензин, растворители лишь усилят пожар  – комментирует Баулина Мария Евгеньевна, доцент кафедры клинической и специальной психологии МСГИ кандидат психологических наук.

Как избежать потенциальную опасность пожара?

Если подойти к горящей свечке вместе с ребенком, малыш поймет, что от пламени исходит тепло, которое может быть очень горячим. Будьте аккуратны, ребенок не должен обжечься.

Рекомендации для детей и родителей

Родителям сложно всегда быть рядом и следить за поведением детей в садике, школе, на улице и дома. Но мы – родители, можем заложить детям основы безопасности и самостоятельности. Заранее предотвратив опасность, мы подарим детям счастливое и беззаботное детство.

С чего лучше начать?

Лучший способ научить ребенка – показать ему пример. Всегда выключайте электроприборы, когда уходите из дома. Попросите ребенка напомнить, если он увидит не выключенный свет.

Так ребенок почувствует, что вы ему доверяете и с удовольствием примет участие в этой игре. Чтобы рассказать ребенку «где опасно», возьмите лист бумаги и нарисуйте план каждой комнаты. Обведите в красный квадратик все наиболее опасные электроприборы, объясните почему они могут быть опасны и как эту опасность предотвратить.

Как реагировать на пожар?

Во время пожара важно сконцентрировать свои усилия и предпринять срочные действия. Запомните, что тушить электрические приборы водой – запрещается. Вода является проводником тока. Огонь необходимо тушить, накрывая плотными предметами, которые не пропускают воздух. Используйте плотные куртки, ковры, плотные полотенца и т.д.

В квартире остался ребенок?

Забудьте про ценные вещи, деньги, документы и любимые предметы интерьера. В квартире ребенок, и это значит, что в данный момент важнее его безопасности ничего нет. После того как вы убедились, что ваши дети в безопасности, постарайтесь отыскать документы, деньги и семейные ценности. Если вернуться в квартиру не представляется возможным, не расстраиваетесь. Самое ценное у вас уже есть – безопасность вашей семьи.

Если огонь только разгорается и еще не перекинулся на другие предметы, необходимо срочно нейтрализовать его! Если справиться самостоятельно не получилось – не паникуйте. Эвакуируйте членов семьи и звоните 01 (112).

Профилактика пожарной безопасности

Родителям сложно всегда быть рядом и следить за поведением детей в садике, школе, на улице и дома. Но родители, могут заложить основы безопасности и самостоятельности у детей. Заранее предотвратив опасность, мы подарим детям счастливое и беззаботное детство.

Проверяя правила пожарной безопасности –  не забывайте задавать детям вопросы.

Начался пожар. Что делать?

Звонить – 01, 112. Сказать фамилию, адрес, когда начался пожар.

На столе лежат спички. Можно ли их взять?

Нет. Брать спички детям опасно.

Огонь только начал разгораться. Чем его потушить?

Одеяло из плотной ткани, кожаная куртка, мокрое полотенце, огнетушитель.

Мама забыла на доске утюг. Можно проверить как он работает?

Нельзя. Нужно попросить взрослых.

Как следует вести себя во время пожара?

Не прятаться, не паниковать.

На столе стоит чайник. Можно ли включить его мокрыми руками?

Нельзя. Вода – проводник тока. Нужно попросить включить взрослых.

 

Родители, следуйте урокам пожарной безопасности и обучайте своих детей быть внимательными и осторожными. Помните: подобные уроки должны начинаться с самого раннего детства. Пожар легче предотвратить, чем его потушить.

Уроки о путях эвакуации, об огне и дыме.

Многие считают, что детей пожарной безопасности должны начинать учить в школах. Но в действительности, большинство «детских» пожаров, случаются еще в дошкольном возрасте. Именно по этому, основы безопасности и первое знакомство с огнём – закладывают родители.

  • Ребенок должен знать свой адрес, ФИО и номер телефона! Выучите эту информацию вместе с ним, и положите листочек на видное место.
  • Огнеопасные приборы храните в недоступном для ребенка месте.
  • Показывайте своим примером, что, уходя из дома, вы выключаете электроприборы, особенно мелкие бытовые приборы (фен, утюг, кофеварка, чайник и т.д).
  • Расскажите, что в деревне или на даче без взрослых нельзя подходить и включать обогревательные приборы (камины и батареи).
  • Не забывайте напоминать, что «спички детям – не игрушка».

 

Как дети реагируют на первые признаки пожара?

Огонь – это страшно. Что вы бы сделали на месте ребенка?

  • Спрятались бы в укромном месте, где бы вас никто не нашел.
  • Даже если ребенок захочет сообщить об опасности, страх – парализует. Ребенок может кричать, но в таких ситуациях голос обычно садится.
  • Пожарные в масках и широких костюмах – выглядят страшно. Ребенок может напугаться, подумав, про что-то страшное из мира сказок.

Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:

  1.  Не притрагиваться к огню, а звать на помощь взрослых!
  2.  Если взрослых нет дома, спасаться из квартиры и обратиться за помощью к соседям;
  3.  Не искать укрытия в горящей квартире;
  4.  Не спускаться на лифте, а бежать вниз по лестнице;
  5.  Если квартира заперта, не поддаваться панике! Звонить пожарным 01 и звать соседей

 

Нужен ли план эвакуации?

  • Разработайте план, согласно которому у вас будет два аварийных выхода;
  • Покажите ребенку, каким будет план во время эвакуации;
  • Схематично изобразите планировку комнат, все входы и выходы;

 

Детская неосторожность может стать причиной пожара

Пожары происходят не только по причине детской неосторожности, в большинстве случаев дети просто не знают о безопасном обращении с огнеопасными приборами.

Как случаются пожары?

Существует много причин возникновения пожара, но часто именно неосторожность и детская шалость служат поводом для огня. Когда ребенок остается один, особенно проявляется его стремление к самостоятельности. Дети в своих разнообразных играх часто повторяют поступки и действия взрослых, имитируя их поведение. Детям хочется как можно скорее все узнать и испытать. Нельзя быть уверенным, что оставшись без присмотра, он не решит поиграть с опасными приборами. Родители должны помнить, что оставлять детей одних очень опасно. В случае пожара малыш не сможет самостоятельно выбраться. Помните, что спасаясь от огня и дыма, дети обычно прячутся в укромных местах – в шкафах, под кроватями, столами, в углах комнат. Отыскать их при пожаре дело нелегкое.

У детей необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок осознал, что спички не игрушка, огонь не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре как о тяжелой беде.

Дети обязательно должны запомнить свой адрес и телефон пожарной охраны «01», сотового телефона «112», чтобы при необходимости вызвать помощь.

Что может послужить причиной пожара?

  • Ребенок, увлеченный своей игрой, может положить игрушку в микроволновку. Включив ее, микроволновка сразу же заискрится.
  • Оставленный на кухне ребенок может включить конфорку плиты, даже не осознав этого.
  • Играя с лампочками, ребенок может вызвать перенапряжение в сети. Лампочка может взорваться и стать причиной пожара.
  • Оставленные свечи после детского праздника или ухода гостей могут сжечь весь этаж.
  • Пробегающий ребенок случайно опрокинет утюг на ковер и тот загорится в момент
  • Дети любят играть с проводами. Если ребенок повредит провод – случится беда.
  • Ребенок может включить газовую колонку, даже не догадываясь о последствиях.
  • Любые приборы, с которыми играл ваш малыш, могут выйти из строя и при любом неосторожном использовании воспламениться прямо у вас на глазах.

 

Учить детей соблюдать правила пожарной безопасности можно в увлекательной игре  «Если возник пожар»

В руках у ведущего воздушный шар. Играющий должен сказать последнее слово и передать шар другому участнику.

Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар.
Ввысь взмывал сигнальный шар,
Звал пожарных в бой с пожаром.
 
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой… (пожар)
 
Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в … (квартире)
 
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил… (утюг)
 
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками… (играл)
Столб огня чердак объял.
Кто там спички …(зажигал)
Побежал пожар во двор
Это кто там жег… (костер)
Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег…(траву)
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые …(предметы)
Дым увидел – не зевай
И пожарных…(вызывай)
Помни каждый гражданин,
Это номер…(01)
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с … (огнем)

 

Что почитать ребенку?

  • С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом»
  • Е. Пермяк «Как огонь замуж воду взял»
  • Л. Толстой «Пожарные собаки»
  • О. Сенатович «осенний пожар»
  • С. Михалков «Дядя Степа»
  • К. Чуковский «Путаница»
  • Г-Х. Андерсен «Сказка про спички»
  • Т. Нуждина «История спички»
  • С. Маршак «Сказка о неизвестном герое»
  • Б. Житков «Пожар»
  • Е. Хоринская «Спичка-невиличка»
  • Б. Житков «Дым»
  • Е. пермяк «Про то, что и как сгорает»

 

Меры пожарной безопасности при эксплуатации бытовых и электронагревательных приборов.

Детей постарше научите пользоваться телевизором и плитой, объясните, что без взрослых включать плиту – опасно. Не нужно пугать малыша огнем, но однозначно расскажите о возможных последствиях пожара.
 

Как быть в случае пожара?

Без паники! Главное – это вызвать пожарную службу 01, 112 и сообщить всем соседям.

Важно – обеспечить детям безопасное место, а потом уже спасать нажитое имущество и документы. Покидая квартиру, убедитесь, что окна и двери закрыты! Огонь разгорается быстрее от притока кислорода и может быстро перейти на другие квартиры.

Постарайтесь сохранить самообладание. Материальные ценности – дело наживное, а здоровье вашей семьи – бесценно.

Можно ли пользоваться электротехникой безопасно?

  • У нас у всех есть бытовые приборы, которые могут быть потенциально опасны в случае поломки, перегрева или неверного использования.
  • Храните запасы бытовой химии в недоступном для детей месте, большинство из них огнеопасны!
  • Спички, свечи и зажигалки необходимо хранить в местах, не доступных детям.
  • Электрические провода в квартире необходимо спрятать в специальные плинтуса для электропроводки.
  • Дети не должны пользоваться бытовыми приборами самостоятельно. Все только под присмотром родителей!
  • Утюги, плитки и электрочайники устанавливайте подальше от края стола. Так, чтобы ребенок не мог дотянуться до них или скинуть со стола.
  • Установите дома заглушки для розеток и защиту от включения конфорок плиты. Следите, чтобы ребенок не научился включать приборы, повторяя за вами.
  • Дети не должны бояться спичек, но и не должны иметь к ним доступ.

 

 

Статья подготовлена воспитателем Киселевой И.В.

на основе материалов сайтов

http://www.johnsonsbaby.ru/safety/fire

http://sundekor.ru/uchebnyj-material/1-kurs/bezopasnoe-detstvo/